Сколько то или иное государство «сеет» в подрастающее поколение, столько в будущем пожнет экономика страны.

В Узбекистане на высшем уровне объявлена реформа школьного образования, возвращены десятые и одиннадцатые классы. Повышена зарплата учителей, принят нормативный акт: «О повышении престижа профессии Учителя». Выделяется материальная поддержка: выдаются льготные кредиты на жилье и автомобили. Невооруженным глазом видно, как правительство планируется выдвигать процесс обучения на новый уровень. 

Но все же насколько эти меры положительно влияют на процесс получения знаний? Прежде всего, надо обозначить основные проблемы школ в Республике:

  1. Нехватка преподавателей и прежде всего на русском языке.
  2. Дефицит учебников и пособий, включая их низкое качество.
  3. Переполненность в классах.
  4. Чрезмерный контроль и дублирование функций служб МНО
  5. Слабая степень информатизации, как учебного процесса, так и системы управления.
  6. Низкий уровень воспитательной работы, поверхностность работы, применение отживших и не современных подходов в воспитании молодежи.

Нехватка учителей говорит о недостаточной финансовой поддержке со стороны государства. В условиях рыночной экономики, славословия и похвальные грамоты, значат не много по сравнению с материальными средствами. По ситуации есть хорошая поговорка: «Тысячу раз скажи халва, а во рту слаще не станет».

Еще одна профессиональная проблема педагогов - чрезмерная загруженность «бумажной работой». Составление документов, планов, конспектов и прочих мало влияющих на обучение материалов. Это отвлекает от основной деятельности преподавателя.

Решение проблемы лежит на поверхности. Требуется снять с преподавателей не свойственные им обязанности. Снизить до минимума расход бумаги, а еще лучше перевести всю документацию в цифровой формат.

Нехватка книг, негативно сказывается на эффективности работы. Качество содержания учебников и полиграфия оставляют желать лучшего. Об этом не раз было заявлено на политическом уровне. Конкурсы на утверждение прикладных материалов должны быть общенародны. Требуется расширить количество специалистов имеющих доступ к обсуждению проблемы, вероятно за высокие гонорары потребуется привлекать иностранных специалистов.

Под микроскопом 

В системе МНО «проверяющие» функции имеют: 1- Районные отделы системы народного образования, 2- городской отдел народного образования, 3- КРУ 4- прокуратура, 5- Хокимият, 6- Инспекция по надзору за качеством образования.  Если нами забыты или пропущены еще какие-то органы, то просим искренне прощение, за неупоминание об их «важной» функции.

Напрашивается вопрос, а почему, например, на дороге у нас единственная контролирующая структура? Это бывшее «ГАИ» настоящее УБДД. Представьте, если на дороге было бы 6 видов «ГАИ»! И все шесть структур имели бы свой штат, автомобили, форму и занимались одним и тем же - наблюдением над нарушителями ПДД и проверкой документов водителей. Нонсенс скажите вы, но в структуре любой школы это пугающая реальность.

Отжившая, доставшаяся нам из бывшего СССР система «районо» и «гороно» с переполненными штатами и горами немыслимых бумаг должна уйти в прошлое.

Предложение по центрам образования

Будущее образования – это компактные центры управления, объединенные со школами телекоммуникационной связью. У них должен быть ограниченный штат и передовые технологии.

Для такого крупного города как Ташкент их достаточно не более четырех. В целом информатизация просветительских процессов находится в зачаточном состоянии. Решение этой проблемы, разгрузит как систему управления, так и упростит деятельность учебных учреждений.

Трудности кроются в воспитательной работе, а точнее в ее методах и практики применения. Методы воспитательной работы остались прежними и устаревшими. В условиях рыночной экономики, методы воспитания должны носить рыночный характер. Нравоучения и «проработки» в стиле бывшего СССР уже не помогут.

Решение требующее время

Это не панацея, и решить все проблемы воспитания не сможет. Но начать путь реформ воспитательной деятельности - острая необходимость. Наука способна стать локомотивом экономики. Рост запросов на качественное обучение, может вытянуть культуру, техническую грамотность и рост гуманитарных направлений.

Государственные проблемы кроме правительства решить некому. Необходима четкая и ясная программа реформ. В трудоемком процессе «перерождения альма-матер» не должно быть безучастных свидетелей. Все члены общества должны вносить посильную лепту. Мы должны запастись терпеньем джадидов их стойкостью и самоотверженностью. Ведь образование сегодня - будущее страны завтра.

Автор: Ринат Сагитов

О нас

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Последние новости

20
апр2019

Журналист Обозревате...

Жестокое обращение с животными – опасный симптом

20
апр2019

Клавиатурные бои. Пс...

Интернет-публика делится на два типа: те, кто смело демонстрирует реальное «Я», и&nb...

20
апр2019

Конец соглашений

Рассказываем как две державы стали конкурентами

20
апр2019

«Скажи, что ты читае...

Популяризация чтения поставила важный вопрос правительству ребром.