С одной стороны, ID решает постоянную проблему недопонимания между организаторами и журналистами, однако порождает проблему, куда более страшную

6 февраля нынешнего года было объявлено о внедрении «единого национального» удостоверения журналиста,  сообщает Агентство массовой информации и массовых коммуникаций. Удостоверение будет включать в себя установочные данные, фотографию и защитный персональный штрих-код владельца, а также печать агентства в виде голограммы. Данная карта будет выдаваться на безвозмездной основе журналистам, аккредитованным агентством.

Документ, разработанный Агентством должен помогать беспрепятственному получению информации, посещению культурных мероприятий будь то государственная или частная организации. Новую систему планируют вводить до первого июня текущего года.

Документ поможет журналистам сохранять главный принцип свободного доступа к информации, утверждает Агентство. С другой стороны возникают определенные вопросы по поводу правомерности данного постановления.

Зачем вообще нужна аккредитация и как ее получить?

Начнем с ситуации на данный момент. Для посещения большинства крупных мероприятий в Узбекистане требуется аккредитация. Присутствие на выставках, концертах и т.д. также требует предварительную регистрацию. В будущем Агентство планирует упростить работу журналистов и создать универсальную аккредитацию для всех. В данном случае не потребуется звонить и регистрироваться заранее: охранники и организаторы будут обязаны вас пропустить согласно законодательству.

С первого взгляда это выглядит как расширение прав журналиста, однако, стоит обратить внимание на другое. Президент Шавкат Мирзиеев указом от 2ого февраля преобразовал старый УзАПИ в Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации президента. Но страшнее от другого, таким образом, Агентство при желании имеет право отозвать аккредитацию практически у любого журналиста. Для администрации открывается рычаг давления невероятной мощности.

Работа по схеме

По правде говоря, все это выглядит как продуманная схема цензуры журналистов. Если Агентство теперь принадлежит структуре АП, а журналисты в работе опираются на Агентство - получается круговорот приказов. Теоретически кому-то в АП может не понравится материал, написанный журналистом, он может дать прямой приказ в Агентство, которое в свою очередь отберет у него аккредитацию. Это напрямую противоречит конституционности данной системы. СМИ не зря называют четвертой властью, так как она независима от других. Однако, в таком положении журналисты, грубо говоря подчиняются Администрации президента, что является недопустимым в современном демократическом государстве.

С одной стороны, аккредитация решает постоянную проблему недопонимания между организаторами и журналистами, однако порождает проблему, куда более страшную.

В первую очередь, на этапе написания Этического кодекса журналиста необходимо определить отношения Агентства информации и массовой коммуникации для полной прозрачности. Если этого вовремя не сделать, то сильнейший враг журналиста (цензура) будет с каждым днем отнимать все больший клочок земли, пока полностью не заберет самое ценное что может быть у человека – свободу.

Стоит отметить, что единые ID карты нам обещали первого июня текущего года, однако, прошел месяц и на данный момент удостоверения еще не ввели. 

Автор: Хайдаралиев Азамат

О нас

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.