Налоговая реформа, объявленная в Узбекистане проходит с большими трудностями и что называется со «скрипом». Еще в самом начале обсуждения были опасения по поводу ряда «спорных» моментов. Обозреватель объясняет, почему они отчасти правы.

Обратим внимание на ряд очевидных ошибок, которые тормозят реформу и негативно влияют на развитие экономики.

Коррупция

Проблема носит не только человеческий фактор, но и системный. В уклонении от уплаты участвуют две стороны. Это говорит прежде всего о размере налогов и форме их уплаты. Требуется не только, очистить Органы правопорядка от коррупции, но и создать рыночно ориентированную систему. Предпринимателю должно быть невыгодно идти на сговор с коррумпированным сотрудником ГНК. Для этого требуется: снизить налоги, упростить их оплату, минимизировать контроль и повысить ответственность сторон за дачу взятки.

Трудности с НДС 

В Узбекистане слишком высокий налог на добавленную стоимость. У наших конкурентов в Центральной Азии она составляет около 10-12%. В Казахстане и Киргизии он равен 12, в Таджикистане 18%.У нас 20%. Это делает национальный бизнес не конкурентоспособным.

Добавленная стоимость не распространяется на всю экономику. Некоторые отрасли целиком освобождены от него. Автопром, Сельское хозяйство вне НДС - это не продуктивно. Создание льгот для отдельных отраслей экономики негативно влияет на производство в целом.

Вот список стран с высоким НДС: Венгрия, Скандинавия, Швеция и другие. В развитой Европе, ставка колеблется от 20 до 22%. Как с низкой покупательной способностью Узбекистана устанавливать НДС на уровне стран Евросоюза?

Региональная политика как инструмент развития регионов

В стране наблюдается огромная дифференциация (различие) экономического и социального статуса Ташкента и Ташкентской области и регионов. Многие области отстают по газоснабжению, электроэнергии, ГСМ и т.д.
 

По понятным причинам центр более развит, выше покупательная способность населения и инвестиционная привлекательность. Однако существуют депрессивные регионы, нуждающиеся в инвестициях, в том числе и местных предпринимателей.
  
К примеру, учебные и медицинские заведения в областях сильнее испытывают недостаток кадров. В таком случае учителей и медиков можно освободить от налогов.

В США в различных штатах - различные ставки. Например, высочайший налог на недвижимость в штате Иллинойс, а самый низкий на Гавайских островах. Налоги и способы, которыми они собраны изменяются по всей стране. Например, некоторые штаты с низким налогом на доход ставят проценты на продажи или имущество выше среднего.

Если адаптировать эту же систему в нашу страну, то это как минимум выведет регионы из депрессии.

Формирование налоговой культуры

Современной системе не хватает прозрачности.

В странах Запада, в том числе и в России на законодательном уровне должностные лица обязуются декларировать доход и личное имущество. Эти данные находятся в свободном доступе. Это яркий и вдохновляющий пример прозрачности и ответственности власти перед народом.

Принятие подобного Закона позволит журналистам проводить расследования, по поводу необоснованно пышных свадеб, сверхдорогих автомобилей, недвижимости, которой позавидовали бы европейские монархи. Необходимость этого механизма не подвергается сомнению. Демократия это прозрачность, это ответственность правящего класса, перед народом. Называя, себя демократическим государством мы обязаны следовать демократическим принципам и правилам.

 

Автор: Хайдаралиев Азамат

О нас

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.