Мы решили перечислить все «поблажки», которые запросил для себя «Узчармсаноат»

В Узбекистане начало появляться все больше объектов бизнеса и многократно повысилась конкуренция. Некоторые бизнесмены ведут недобросовестную игру, а некоторые честно и исправно платят налоги, однако, есть те кто не делает ни того ни другого. На днях в социальных сетях распространилась новость - крупный концерн «Узчармсаноат» подготовил проект постановления для президента о повышении с 10% до 30% таможенной пошлины на всю кожаную импортную обувь, а порог за пару обуви предлагается поднять с 1,5 доллара до 5 долларов. Помимо этого, в постановлении (которое разработала сама компания) много других льгот для участников этой же ассоциации. В Узбекистане это не единичный случай. Обозреватель постарается разобраться, как интересы крупных компаний лоббируются в правительстве и почему это несправедливо.

Сначала в Узбекистане обложили пошлиной весь товар бытовой техники и электроники. Год назад при ввозе условно с России какого-либо вида товара, по всему виду техники вводился НДС. Однако, после введения с первого января текущего года акцизы, продажа иностранных марок на рынке стала агрессивно невыгодной. Помимо стандартных налогов, предприниматель заплатит за транспортировку этих единиц, но только в том случае если он пользуется при этом иностранной логистической компанией (20%).

Для примера

Сравним цену при продаже узбекской стиральной машины и российской. У обеих себестоимость 500 долларов. Машинка, произведенная в Москве завозится в Узбекистан и предприниматель оплачивает 30% пошлины (НДС + акциз) в следствии цена повышается на 150 долларов. Если он захочет использовать для логистики Российскую компанию, то стоимость опять повышается на 20%. Это еще 100 долларов. Товар наконец-то прибывает в Ташкент, предприниматель хочет окупить свою покупку и ставит надбавок на 20% - цена увеличивается еще на 100 долларов. Что в общей сумме дает 850 долларов, при себестоимости в 500. Тем временем, узбекская машинка платит тот же НДС и выставляется на рынке за цену около 700 долларов. 850 против 700. Цена импортной машинки становится неконкурентноспособной.

Также древнейшие пошлины у нас стоят на импортные автомобили. Ранее Шавкат Мирзиёев подписал указ о нулевой пошлинной ставке на легковые машины стоимостью более 40 тысяч долларов. Однако остальной транспорт (более доступный населению) остается под таким же давлением таможни. В ставках таможенных пошлин невероятное количество налогов на самые разные типы автомобилей. И обложение (смотря на двигатель и другие показатели) может доходить до 70% процентов. Плюс к этому прибавляется по три доллара за каждый кубометр. То есть рост цены расмтаможки автомобиля может быть намного дороже чем сам автомобиль. В Узбекистане уже имеется собственный производитель - GM Motors. Логично предположить, что конкуренция в виде иномарок будет вытеснять с рынка национальный автопром.

Ну и самое свежее лоббирование с «Узчармсаноат». Для начала - это крупная ассоциация кожевенно-обувных и пушно-меховых предприятий Узбекистана. Исполняющий директор Бобоев Фахриддин Атоевич. Как мы указали ранее, кожаный гигант попросил льготы и для своей деятельности. Мы решили перечислить все «поблажки», которые запросил для себя «Узчармсаноат»:

  • Ставка таможенной пошлины на импортируемую обувь повысить с 10% до 30%
  • Минимальный порог для обуви поднять с 1,5 долларов до 5 долларов
  • Не облагать налогом произведенное сырье и полуготовую продукцию внутри страны
  • Применять ценовую преференцию до 20% по отношению к местным производителям при государственных закупках обуви, кожгалантерейной продукции, изделий из шерсти, каракуля и искусственной кожи, в том числе госзакупках
  • Организации-члены ассоциации «Узчармсаноат» (91 юридическое лицо) смогут в порядке исключения получить неиспользуемые и пустующие гособъекты по «нулевой» стоимости для организации производства готовой кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции (то есть получить пустующие заводы бесплатно)
  • Освободить эти заводы от земельного налога на три года

Ассоциация «Узчармсаноат» в свою очередь опубликовала статью, в которой обьяснила мотивы, почему в Узбекистане необходимо повысить таможенные пошлины на импортируемую обувь. В статье создатели документы оправдали это основами протекционизма и повышению конкурентности на национальном рынке.

Проще говоря, продажи компаний, входящих в ассоциацию повысятся, за счет низкой платежеспособности населения.

Автор: Хайдаралиев Азамат  (Мнение автора может не совпадать с мнением редакции)

О нас

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.